В Чувашии сейчас, как и прежде, остро стоят вопросы образования, языков, культуры. Недавно мы напечатали статьи Виталия Станьяла «Быть или не быть», Елены Енькки «Почему чуваш не чуваш» и письмо Станислава Убасси к руководителям республики и лично к министру образования А.Л. Салаевой. Ответа на них не последовало. Корреспондент нашего сайта снова задал несколько вопросов председателю Совета чувашских старейшин Виталию Станьялу, и его замечания мы адресуем вниманию Администрации главы Чувашской Республики.
— На ваш взгляд, каково нынче положение чувашского языка, семьи и школы?
— Хуже не было. Все чувашское в школе осталось на формальном уровне, для пуска дыма в глаза. Один урок в неделю по литературе в национальной сельской школе, а в поселковых и городских — ноль. Занятия идут без проверки, без оценки. Это разве учение?
Что в семьях? Видят, что давят на чувашский язык. В городских школах тысячи родителей чуваш после выступления В.В. Путина стали считать своим родным языком русский. Вроде бы логично. Деревни тоже торопятся обрусеть — кругом русская речь: в школе, в клубе, на телевидении и радио, в прессе. Хозяева тут же поменяли подписку с родного на русский язык. «Хыпар», «Тантӑш» перестали получать целые деревни. В моей деревне на 100 дворов нет ни одного экземпляра!
Чувашей воспитывают в русском единообразии со времен царей и хрущево-ельцинских реформ. Большинство, больше всего обрусевших, рады беззаботной и безалаберной жизни. Такой росчерк пера не в пользу ни государству, ни обществу.
Все это не ново. Тянется годами. Устали говорить. Мы, простые граждане, может, крупно ошибаемся, ноем и не любим Родину? Потому власть идет против чаяний чувашского народа? Об этом надо спросить у Эльтебера республики, Госсовета, министров. Предлагаю у них чаще брать конкретные деловые интервью.
Хочу напомнить, что пришло время кое-кого у нас однозначно вывесить на доску позора.
— По-вашему выходит, что браться надо за семью, школу и министров...
— Не только. Нужен дух нации, нужны объединяющие стремления и дела. Народ един не только в нужде и войнах. Сейчас не военные годы, но о тех тяжелейших временах напоминать современной администрации и молодежи надо. Хоть в стране дикий капитализм, но законы жизни остаются в силе. Пусть каждый гражданин республики знает историю, поймет неимоверный подвиг народа на фронтах и в тылу, прочувствует героическую стойкость наших бабушек и матерей, сестер, дедов и детей хотя бы на примере Сурско-Казанского оборонительного рубежа 1941 года. Я рад, что Эльтебер республики вспомнил это и обратил взор на народные чаяния. Хочу напомнить, что человека портят не знания и работа, а сытая обрюзглость.
Знаю, что чувашский народ живет и хранит проверенные судьбой традиции. Надежды на национальную интеллигенцию нет. Она растворилась в званиях и льготах. Писателей-публицистов не слышно. Деревенский народ, скрепя сердце, терпит и молчит. А что делать зависимому человеку?
Что делать? Ситуация как в шахматах — шаховая. Можешь — защищайся. Пока у языка не появится нужность в этой жизни, в нем необходимости никогда не будет. Государству хочется хлопнуть дверью перед целыми народами, но закрыть её полностью пора не наступила. Через пень колоду эта политика, вплоть до того, что нашему родному языку нет места даже на вывесках улиц, больниц, музеев и школ. Финансовая, духовно-творческая нищета нации и республики прикрывается всегдашними отговорками и разговорами чиновников. О духовном, умственном, нравственном потенциале республики их душа не болит. Насилу в нашу среду внедряются чуждые манеры, нравы и отношения. Это в корне вредно для моего народа.
— Часто спрашивают о чувашской вере. Что вы думаете об этнорелигии?
— Меня интересует философия и содержание чувашской веры сардаш. В течение многих веков она жестоко уничтожается, все равно живет, потому что по сути является не догмой, а учением жизнеустройства. Это в то время, когда в России — десятки разных вредных сект и религиозных ересей. Я встречался с амаксарскими мучавурамии и не видел вредного в их поведении и учении. К добру, любви, к жизни зовет этнорелигия. В книгах профессоров Антона Салмина, Екатерины Ягафовой ничего противочеловеческого не нашел. Почему бы один раз не обсудить чувашскую традиционную веру и не выразить справедливую оценку имеющимся в народе традициям? В чувашских традициях много ценного, общечеловеческого, а их настойчиво хотят заменить на европейскую вседозволенность и разгильдяйство. Вот другой пример, маленький, но яркий: стоимость безгонорарной скромной книги «Чӑваш пилсемпе кӗллисем» (2017) в 2 раза выше такой же по объему книги по фольклору в золотом тиснении. Как это неравенство понять?!
— Вы хотели что-то сказать об информационной политике...
— Да, меня давно волнует положение со СМИ. Объединенная официальная пресса всегда зависима от хозяина, она ведет игру с администрацией. Все же авторитет власти не в плакатности на газетных страницах! Все главные (хорошо оплачиваемые) редакторы смотрят в рот начальству и в то же время не объясняют народу обстановку в республике. Нет аналитики. В газетах нет проблем. Нет разговора с активными общественными организациями. Встречи с формальными общественным советом, женсоветом, с ветеранами, инвалидами даже близко не могут быть соотнесены с проблемами встреч с сельскими мухтарами, общественными Академией наук и искусств, Союзом краеведов, с членами советов старейшин на местах, родительскими советами при школах. Разве это трудно, их просьбы не жизненны и не выполнимы?
— Что предлагаете?
— В России гуляет разнузданное неравенство. Все покупается и продается. Противостоять этому мы не можем. Но как понять захват природных и подземных богатств страны небольшой кучкой людей и вывоз ими чести Родины за бугор? Как понять Госдуму Российской Федерации без работающего среднего класса, ну, хотя бы без учителей, врачей, культработников в составе депутатов?
Какова бы ни была система управления, народный контроль в государстве и ответственность перед делом нужны. Иначе миллионное транжирование, присвоение, воровство, алчность не унимаются. И на местах тоже. Все-таки честно надо признаться, что наши чиновники, депутаты стали вовсе не народными и делом мало занимаются.
Что может в таких случаях предлагать рядовой человек? Может о ситуации раздумывать, молчать и терпеть.
Как говорится, смотреть бы в корень и не валять дурачка.
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
Останется тысяча чуваш - настоящих, чӑн чӑвашсем.
Какое дело до МАНКУРТОВ-ПРЕДАТЕЛЕЙ. Пускай гнилые предатели живут в своём удобном мире "государствообразующего" языка.
Зачем они нужны гордым ЧӐВАШам, держащимся языка от предков...
Каллех ,каллех ҫурмалла анчах ? " И нашим и вашим" ? Пулмаҫ кун пек ҫулпа кайсан ,нимӗн те пулмаҫ. Сурский рубеж пирки мар вӗт ыйтусем, Элтебер тесе калани те пачах та вырӑнсӑр. Чӗлхе пирки тӗплӗн ыйтнӑ пулсан унталла та кунталла пӑрӑнма кирлӗ мар. Пирӗн Европа шайне ҫитеймен пулсан унти "разгильдяйство" тенипе кама тата юрасшӑн ? Юрама кирлӗ мар никама та ,халӑх майлӑ калаҫмалла- эпир кунта чиновниксем мар юрама. Кам тата камсем айӑплине нимле майпа та калама ҫук? Хӑрамалла ? Анланмалла. Хӑратӑр пулсан мӗне кура тата ҫавӑн пек мӑнаҫлӑн "Совет старейшин" тесе ятне панӑ ? "Государство" теме пултаратпӑр,анчах та тӗрлӗрен "советсем" ҫав хушӑра мӗн тунӑ ? Нимӗнте ? Хӑҫан калӑр айӗпӗ пирӗнте тесе? Тӗрлӗрен медальсемпе хутсем патшалӑх структкрисенчен илетӗр пулсан "государствӑн" чӗлхе политикине ырлатӑр пулса тухать. ЧНК пирки тата мӗншӗн пӗр сӑмах та шарламан ? Каллех хӑратӑр куҫран ӳкме ? Тулли мар, ыйтни те хуравлани те . Ыйтуне ,яланхи пекех, уҫса парайман.
В языковом вопросе у нас должен быть "Сурский рубеж" и "Казанская оборонительная линия"? Вот что актуально сегодня?
Акапасар в данном случае прав . Писать письма,прошения и обращения в адрес республиканских чиновников- зря бумагу переводить. Они что ,сами не видят что творится ? Все отлично знают и понимают . "Своим" если некогда и недосуг надо обратиться к "чужим". Надо вымести "проблему языка" на международный уровень. Ругают Украину и Прибалтику по языковому вопросу ? На здоровье. Только вот не надо утаивать и свои "достижения" по этому вопросу. Вот слабо "Совету старейшин" написать обращение в ООН,в Европейский Союз и поделиться нашими успехами ? Боитесь? Пусть весь мир узнает о том , что в столице Чувашской Республики нет ни одного детского сада с родным языком воспитания для детей "с родным чувашским". Чем не достижение? Особенно перед Украиной и Прибалтикой.
Никто. Народ не предает .Обычно их предают, предварительно входя в доверие. Говорят о "добровольности", а на самом деле нет никакой "добровольности" . Обман ? Вот у нас масса разного рода "лидеров" ,хоть кто нибудь из них сказал народу что их пытаются обмануть ? Наоборот , сказали что это "манна небесная" ? Действительно .Все предметы ,в том числе и иностранный "принудительно" и только чувашский "добровольно" . Прямо как с последним желанием к приговоренному к смерти ? Можете уже не учить,мы там за вас все решили ,а ваши "лидеры" одобрили ? Можете не учить? Чудовищно? А народу представили как величайшее достижение и благо.
Илле // 3778.8.4050
2020.11.27 20:30
Аçтахар юлташ! çитет ĕнтĕ тивĕçлĕ мар çынсенчен тивĕçлĕ евĕр çулпуçсем тума! Станьял яланах çулпуç курăнма ăнтăлнă, анчах пĕртен-пĕр хĕрне те, мăнукне те чăваш туман, тумасть те. Эпир те ăна ĕненнĕ, ăнланса иличчен. Халь ĕненместпĕр. Халь вăл сирĕн пек çĕннисене шырать. Сире хăй чăваш патриочĕ пулнине ĕнентерет. Çитменнине, сирĕн вирьял тăванлăхĕ пур. Вăл вара вирьялсене анатрисем çине вĕслетет. Çапла чăваш вăйланать-ши? Çитменнине, пакунлисем чăваш юхăмне ярса илме янă çынсене ялан çĕклет. Кам çакăн хыççăн Станьял? Станьяла çав-çавах çĕклет пулсан, кам вара Аçтахар Плотников темелли çеç юлать. Эп çакна Плотников пичетлесси пирки те иккĕленетĕп.
Хисеплӗ Илле, пирӗн сайтра цензура текенни нихҫан та пулман. Эпир ни Станьяла майлӑ мар, ни ӑна хирӗҫ мар. Ни сире майлӑ мар, ни хирӗҫ мар. Эсир пӗр-пӗринпе хирӗҫетӗр пулсан, тархасшӑн мана унта ан хутӑштарӑр! Станьялпа интервью пичетленишӗн мана ун майлисен йышне ҫырса хума кирлӗ мар. //ҫыраканни Илле Иванов пулсан — ара эпӗ сирӗн материалсене ларман-им?
Тимер // 4183.99.1214
2020.11.28 10:51
Станьял ҫулпуҫ пулма ӑнтӑлман.Ӑна хисепленĕ пек паян чăвашра никама та хисеплемеҫҫӗ.Мăнукĕ чăвашла калаҫма вӗренет.Нихӑҫан та пире,вирьялсене,анатрисем ҫине вӗслетнине илтмен.Куната çыракансене пурне те пакунлисем янă тесе калама пулать.Пӗр-пӗрне кӑшласси тата айӑпласси чӑвашӑн пур ҫав.
Юрĕ, Иллене пирĕн çулпуç тейĕпĕр. Анчах та малтан питне е кутне уçса кăтарттăр.
Вара пире экспертсем вăл чăннипе камне ăнлантарса парĕç. Атту палламастпăр.
ЛЕШКУКША // 4110.7.4975
2020.11.29 19:40
Çырмалăх пур чăваш чĕлхин шăпи çинчен. Микулапа Илле пăтранаççĕ, учительсем шарламаççĕ. В.сем пур-и?
Сăмах Станьял пирки мар-çке, кĕвĕç чĕпписем! Чăваш айванккисем!
Варык // 1726.84.3785
2020.11.30 14:11
Учительсем тахҫанах ӑнланнӑ чӑваш чӗлхи ним тума та кирлӗ маррине.
Какое дело до МАНКУРТОВ-ПРЕДАТЕЛЕЙ. Пускай гнилые предатели живут в своём удобном мире "государствообразующего" языка.
Зачем они нужны гордым ЧӐВАШам, держащимся языка от предков...