4 августа 2021 года чувашскому ученому, кандидату исторических наук Валерию Макаревскому исполняется 85 лет. Чувашский народный сайт сердечно поздравляет Макаревского с юбилеем. Накануне с ним встретился корреспондент Чувашского народного сайта для беседы.
— Уважаемый Валерий Иванович! Вы многие годы работали в Чувашском госуниверситете. В годы Перестройки Михаила Горбачева включились в демократическое движение России, являлись общественным деятелем. Но почему вашей фамилии нет в Чувашской Энциклопедии?
— Моя жизнь – как приключенческий роман. Но начнем с начала.
Детство
Я родился 4 августа 1936 года в чувашской деревне Синьялы (Чебаево, Ҫӗньял) Цивильского района ЧАССР. Через пять лет началась Отечественная война. Отец воевал, был ранен. После войны прожил только три года. Прощаясь, сказал мне: «Верен, ывалам, сын пулан». (Учись сынок, станешь человеком.) Мне тогда шел 12-й год.
… В 1921 году во время подавления Крестьянского восстания против продразверстки в Чувашии карательный отряд расстрелял в нашей деревне десять крестьян. Хотя деревня в восстании не участвовала. Приказ о расстреле отдал один местный революционер. До этого ему в нашей деревне отказались выдать девушку замуж. В числе расстрелянных оказался мой дед по матери, якобы как «кулак-спекулянт». Сиротами остались шесть или семь детей. Хозяйство семьи отобрали, из дома выгнали. Дети умерли, хотя двое все же выжили...
… Во время войны крестьяне и школьники собирали продовольствие для фронта. В 1943 году я пошел в первый класс начальной школы. С пятого класса стал учиться в Визикасинской средней школе. До сих пор храню вырезку из районной газеты, где сказано, что я и мои одноклассники собрали деньги и продукты для помощи фронту…
В восьмом классе меня исключили из школы из-за неуплаты обучения. Я поехал в Чебоксары просить разрешения на восстановление в школе. Ходил по учреждениям. Но чиновники и чиновницы отвечали: «Хозяйство есть, земля есть. Надо платить». Но я все же добился восстановления в школе в связи с потерей единственного кормильца семьи — отца.
Юность
В 1953 году я окончил школу и поехал поступать в Казанский университет. Экзамен по истории сдал на пятерку, но русский язык письменный — на тройку. После экзаменов подрабатывал грузчиком на пристани. В вуз не прошел по конкурсу.
Потом мы с земляком поехали устраиваться работать на шахту в город Новошахтинск Ростовской области. Медкомиссия признала нас не годными к работе в шахте – в детстве мы болели. Мне выдали военный билет. Чтобы устроиться на работу, мы якобы потеряли медицинские справки. Так нас приняли на работу, мы стали зарабатывать деньги.
В шахте в условиях постоянного риска я понял, что значит дружба народов – вместе с нами, чувашами, бок о бок работали и русские, и украинцы…
Через год меня, как добросовестного шахтера, вызвал начальник и заявил: «Отправляю тебя учиться на маркшейдера в Москву в Горный институт». Но работать под землей всю жизнь я не планировал. И я отказался.
В 1954 году родственники предложили мне помочь поступить в медицинский институт в Ленинграде. Устроили экскурсию по медучреждениям, после нее я точно понял, что медицина не мое призвание.
И я поступил учиться в Чувашский сельхозинститут на агронома. Проучился год. Во время учебы сдавал экзамены по истории на пять. Преподаватели сказали: «Поступай в вуз на Исторический факультет. Зачет тебе агрономия?» И я ушел из сельхоза.
В ЧГПИ поступать не захотел. Вновь уехал работать на шахту. Работа, конечно, тяжелая. Иногда под землей приходилось работать лежа.
Купил учебники по истории и литературе, после работы штудировал их и цитаты Маркса-Энгельса-Ленина, мысленно повторяя:
«В Москву! В Москву! В Москву!»
Подготовился и в 1959 году поехал в Москву поступать на Исторический факультет МГУ. На вокзале увидел и купил брошюры общества «Знание» с Гражданским кодексом и другие. На первом экзамене сказал, что я потомок крестьян графа Шереметева, работал шахтером. Историю сдал на пять. Профессор Хвостов сказал: «Ах, вы, хитрые чуваши!»
Следующий экзамен — Русский язык письменный. Писали сочинение. Вывесили оценки. Среди получивших двойки оказался сын писателя Александра Фадеева. Абитуриенты говорили: «Даже сын Фадеева двойку получил!» Многие претенденты выбыли. Меня среди получивших двойку не было.
Третий экзамен – Русский язык и литература устный. В билете: М.Лермонтов. «Герой нашего времени». Маяковский, грамматика и пунктуация. Сдал на отлично.
Четвертый – Иностранный язык. Немецкий. Перевод текста. Пересказ.
Одна дама-экзаменатор: «Не очень Sehr gut».
Я возразил: «Gut!».
Экзаменатор, переводчица служившая в годы войны у маршала Жукова: «Теперь ты наш. Поступил». Но поставленную мне оценку за немецкий язык я до сих пор не знаю…
… После экзаменов в деревне получаю извещение: «Прибыть к 1 сентября. Иначе будете отчислены». Приезжаю. Предъявляю документы, военный билет. Медкомиссия не пропускает. Срочно нужна медсправка. Отправляю телеграмму домой: «Справку срочно перешлите через проводника поезда». Переслали.
Земляки в Москве посоветовали: «В общежитие не устраивайся. Живи у нас в чулане. Гречневая каша для тебя всегда найдется»…
Во время учебы подрабатывал охранником в виварии. Когда кладовщица ушла в декрет, начальник велел заменить ее. Имущество по акту она мне не передала. И выяснилась недостача тонны овса. Но начальник успокоил: «Не бойся. Ты этот овес не украл».
Подопытных животных полагалось кормить хлебом, сметаной и другими продуктами. Студентов так не кормили. Студент-земляк философ Геннадий М. не подрабатывал, и я ему помогал продуктами, которые можно было выменять на наши.
Наш факультет располагался тогда еще в старом здании на улице Моховой (проспекте Маркса). На старших курсах студентов перевели из общежития на Стромынке в новое главное здание на Ленинских (Воробьевых) горах. Моим соседом оказался студент-искусствовед. Часть их занятий проходила в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке. Искусствовед водил меня по музеям, проводил для меня экскурсии...
Преподавательская работа
После окончания МГУ в 1964 году я был направлен в Пензенский сельхозинститут на должность старшего преподавателя. Но мне хотелось работать на родине, в Чебоксарах. Проректор Волжского филиала МЭИ Анатолий Федоров сказал: «Оформи свободный диплом. Возьмем». Пока оформлял документы, на обещанную мне должность взяли дочь одного журналиста, несмотря на то, что у нее была другая специальность.
Иду расстроенный по чебоксарской улице. Навстречу — заведующий Цивильским РОНО, бывший секретарь райкома ВЛКСМ, после совещания учителей. А я в школе был комсоргом.
— Что такой невеселый?
— Да вот, на мое место взяли другую…
— Не переживай. Поставлю директором Елашевской восьмилетней школы.
Проработал там два года. Вакансий в чебоксарских вузах не было.
По конкурсу устроился в Коми госпединститут, в Сыктывкар, преподавателем научного коммунизма. Проработал там год.
В Чебоксарах
В 1967 году в Чебоксарах открылся Чувашский госуниверситет. Приехал устраиваться. Зашел на прием к зав. отделом учебных заведений и науки обкома КПСС А. Но он не хотел брать преподавателей с «северов».
— Но я же чуваш, свой земляк, хамар ял, — убеждал я его, кстати, тоже уроженца Цивильского района.
Но начальник-«интернационалист» уперся. Пришлось пойти на прием к председателю Чебоксарского горисполкома Константину Ефремову, тоже земляку из нашего района. Он помог решить вопрос. Я стал ассистентом кафедры Истории КПСС.
Теперь зав. кафедрой Коми пединститута не хотел меня отпускать. Позже я узнал, что он сам претендовал на трудоустройство в ЧувГУ.
В это время некий бюрократ уволил с работы мою беременную жену. Я женился еще на четвертом курсе учебы. Мы с будущей женой познакомились на вечере встречи выпускников нашей сельской школы. (Отмечу, после поступления в МГУ девушки стали писать мне письма, в том числе анонимные.) Добился восстановления ее на работе.
После устройства в ЧувГУ моей семье с двумя детьми дали комнату в третьем общежитии в студенческом городке. Была проблема с местами в детские ясли и сады. Руководство предложило:
— Сходите на прием в горисполком.
Там ответили:
— Можем предложить работу директора школы в заволжском рабочем поселке Сосновке…
Так приходилось устраивать жизнь.
Началась моя преподавательская жизнь в ЧувГУ. В 1967 году вышла интересная книга заместителя министра внешней торговли СССР, экс-министра машиностроения СССР Николая Смелякова «Деловая Америка» (Записки инженера). Она получила широкий резонанс. В ее обсуждении участвовал и я на семинарских занятиях. Но сама тема в Чебоксарах вызвала подозрение партийных и силовых ортодоксов. И бдительные товарищи решили проконтролировать мои лекции студентам. Группа проверяющих прослушала мою лекцию по истории КПСС в корпусе «Е». Но я читал как раз тему о 10-м съезде РКП (б), позиции Ленина, связав ее с современностью – воспоминаниями генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева «Малая земля». И проверяющие ушли не солоно хлебавши. Они не смогли найти крамолу…
Позже я защитил кандидатскую диссертацию в МГУ, получил ученое звание доцента.
Время демократизации, гласности и реформ
… После прихода к власти Михаила Горбачева начались реформы. Потом народные депутаты РСФСР и избиратели выбрали Бориса Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР, позже — Президентом России.
1991-й год. Произошли исторически значимые события: путч ГКЧП, запрет КПСС, развал СССР, химическое разоружение…
После организации Юридического факультета ЧувГУ его декан Валентин Малюткин пригласил меня там работать.
Цитата
В своей книге мемуаров Малюткин пишет: «Не было тогда и сейчас нет, как мне представляется, другого человека в Чебоксарах, кто мог бы лучше преподавать историю политических и правовых учений, чем доцент В.И.Макаревский, которого я знал как пытливого и принципиального ученого в этой области многие годы. Конечно, я не мог не пригласить в наш преподавательский корпус вновь созданного юрфака этого талантливого педагога». (Малюткин-Цивильский В.А. Жизнь моя – судьба моя. Казань, 2016. С. 454-455).
Демократизация и новые партии
В 1989 году произошло объединение коммунистов-членов КПСС в Демократическую платформу, движение, сторонником которого стал В.И.Макаревский. В 1990 году на основе движения была создана одна из первых трех партий – Республиканская партия (ныне Партия народной свободы). В ее руководство входила Элла Памфилова и другие. Членом партии стал Валерий Макаревский.
Для участия в выборах в Государственную Думу РФ по партийным спискам Республиканская партия вместе с Социал-демократической партией и Христианско-демократическим союзом создали избирательное объединение «Яблоко». Активисты, в том числе и Макаревский из Чувашии, участвовали в первых парламентских выборах.
В январе 1995 года «Яблоко» преобразовалось в общественное объединение, проведя учредительный съезд.
— В конце 1994 года мне звонят из Москвы, приглашают на учредительный съезд партии «Яблоко», — вспоминает Макаревский. — Размещают в гостинице «Россия». Там я познакомился с Григорием Явлинским, Владимиром Лукиным, Михаилом Горбачевым, позже – со спикером Госдумы Геннадием Селезневым.
В 1996 году вместе с коллегой-юристом Евгением Людвиговичем Лином создавали Чувашское региональное отделение партии «Яблоко». Он его возглавил, а я был заместителем. Работал помощником депутата ГД. Участвовал в экспертизах законопроектов.
В 1994 году баллотировался в Госсовет Чувашии первого созыва по Северо-Западному избирательному округу номер 19 Чебоксар. Уступил победу Игорю Молякову. Три срока работал председателем Участковой избирательной комиссии.
Наука навсегда
Юрфак проходил время становления. Развивался и ЧувГУ в новых условиях. Были недостатки. Но это особая тема…
Отметим: Валерий Макаревский — обладатель фундаментальной базовой научной и учебной подготовки, авторитетный исследователь, специалист высокого профессионального уровня. Он — принципиальный и бескомпромиссный критик псевдонауки. За что и не включен в Чувашскую Энциклопедию.
В последние годы Макаревский исследует жизнь и деятельность чувашского художника Алексея Кокеля, жившего и работавшего в Харькове в Украине. Историк сотрудничает с учеными отдела искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН) А.И.Мордвиновой и М.Г.Кондратьевым. В своей борьбе с дилетантизмом в науке историк остро критикует навязывание вымышленных фактов и необъективных сведений, ошибки и искажения в работе другого исследователя темы – В.Васильева.
В двух выпусках искусствоведческих трудов ЧГИГН «Чувашское искусство» и «Искусство Чувашии» за 2016 и 2018 годы опубликованы три статьи: «Об учениках И.Е.Репина и о чувашском художнике А.А.Кокеле (к вопросу о том, является ли А.А.Кокель учеником И.Е.Репина)»; «Мюнхенская выставка 1913 года (к вопросу об участии А.А.Кокеля в международных выставках)»; «О конкурсной выставке 1912 года в Академии художеств (по материалам книги В.А.Васильева «Алексей Афанасьевич Кокель, 1880-1956: жизнь и творчество»).
Не смог В.И.Макаревский не отреагировать на выход в свет альбома «Изобразительное искусство Чувашской Республики. Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура, художественная фотография» (составители Трофимов А.А., Гайнутдинов Д.Ш. Чебоксары-Москва, 2017. В издании искажены не только события жизни и творчества Кокеля, но и его соученика А.Е.Яковлева, и др.
Проблема фальсификаций событий жизни и творчества А.А.Кокеля в науке поднималась историком и в периодической печати. Так, в газете «Московский комсомолец в Чебоксарах» неоднократно (в номерах 17-24 апреля , 4-11 сентября 2013 года, 11-18 марта, 8-15 апреля 2020 года) печатались его статьи «Можно ли писать историю по-своему?», «Художник художнику рознь», «Слои биографии», «В трудный момент он обратился к Репину».
Впрочем, всего не перескажешь.
— Главным богатством в моей жизни я считаю мою родину, где родился, образование, полученное в МГУ, и книги, хранящиеся в моей библиотеке, — резюмирует ученый.
Сейчас Валерий Макаревский — на заслуженном отдыхе. Живет в деревне, занимается пчелами. В конце 2021 года планирует издать новую книгу, в которую войдут его научные исследования автобиографии А.А.Кокеля и других источников. Пожелаем ученому-юбиляру здоровья, долголетия и успехов в его трудах!
Тимер Акташ
Чебоксары, 3 августа 2021
На снимке: чувашский ученый-историк Валерий Макаревский
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
Хисепе тивĕç тенипе çеç ан çырлах, унăн статйисене те вуласа тух. Калăпăр, Кокель пирки çырнисене.
Евразиец // 1977.69.9930
2021.08.04 13:10
Agabazar хăйне Вĕрентекенсенчен ăслăрах тата çÿллĕрех туять пулмалла.
Базиль Кириллов // 3159.79.9160
2021.08.05 08:39
Статьисене, Кокельпе çыхăнисене, В.Васильев пăтратса пĕтернисене тăрă шыв çине кăларнисене, вуласа тухрăм. Маччи (шайĕ) питĕ çуллĕ. Саламлатап, Валерий Иванович!
Ялтан // 3159.79.9160
2021.08.05 08:43
В. Васильев-Кокель мĕншĕн ним те шарламасть? Ним пулман пек тытать хăйне. Пухура-хăтлавра никам чĕнмесĕрех президиума пырса ларать те Роденăн "мыслителĕ" пек чавсаланса тем пирки хытă шухăшласа ларать.