Полагаю что удалось полностью этимологизировать древнейшее чувашское слово - Сурхури, до сих пор нераскрытое никем. Изрядно пришлось поработать, чтобы узнать название этого уникального чувашского праздника - Нового года.
Каждый год, в предновогодние дни с 21 декабря чуваши начинают отмечать праздник Сурхури. Событие отмечается нередко сжиганием костров, по обычаю древнейших времен, как у ирано-булгарских предков. Из источников известно о широком праздновании Сурхури в государстве Волжская Болгария, переживавшем свой расцвет в 10-14 веках.
Солнце в эти зимние дни буквально замирает, поднимаясь всего чуть-чуть от горизонта. Высота его в это время минимальна, при сравнении верхних кульминаций всех дней года. И по этой же причине день зимнего солнцестояния - самый короткий в году, а ночь — разумеется самая длинная.
Сурх или сур в переводе с иранского означает - красный. У ираноязычных народов есть такой праздник - Чаршанбе (Чахаршанбе) Сури. С иранского Чаршанбе значит «среда» и Сури (сурх) — «красный».
Но что означает Хури(ури), и зачем плевать на какие то темные силы? Именно так некоторые "знатоки" и переводят Сурхури - название чувашского Нового года, то есть весьма поверхностно. Солнце в это время такое завораживающее и всегда красное, и от его лучей все отражается на небе вокруг красным светом!
Первоначальные поиски названия солнца в персидских языках ничего не дали. Офтоб - во всех словарях, а также у толмачей. Пришлось обратиться в архивную библиотеку Института востоковедения РАН. И пришлось начинать с расшифровки персидских имен. Что означают имена с начальным словом Хур? И на тебе: хурше(хуршед)— солнце! Оказывается в древнем фарси есть и другое, более архаичное название солнцу — Хурше И имена у них мужское - Хуршед, женское - Хуршеда. Вот и получается Сур — красное, Хур(ше) — Солнце. Сурхури - Красное Солнце!
Итак, как никогда красное солнце в эти зимние дни, все время стоит слегка над горизонтом. Дни зимнего солнцестояния все-таки! И никак этот праздник не связан с овечьими ногами, как еще любят переводить название Сурхури обыватели, узко и ограниченно . Уж слишком этот праздник значимый у чувашского народа, древнейший и светлый — от красного, стремительно и день ото дня начинающего приближаться Солнца!
В Сурхури солнце поворачивается в свет. Теперь дни будут становиться все длиннее и длиннее, а света будет все больше и больше.
Имя Хорс имеет прозрачную иранскую основу. Его связывают с корнями хур-, хор-, хрс- в различных иранских языках, означающих «солнце». «сияющее солнце», «слепящий диск» и т.д. Хорс упоминается, наряду с другими языческими богами, ещё в «Слове о полку Игореве» (конец XII века).
В древности праздник видимо назывался Сурх-хурши. Но на то и язык, чтобы в частопроизносимых словах выкидывать лишнее и произносить сокращенно.
Процесс отпадения звука по-научному называется элизией(от лат. ēlīsiō, выдавливание, выталкивание). В лингвистике — отпадение звука (гласного, согласного или слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения для говорящего, нормальное явление. Иногда звуки могут быть опущены с целью улучшения благозвучия. Как правило, элизия непреднамеренна.
Вот и получилось от Сурх-хурши чёткое Сурхури - Красное Солнце! По чувашски - Хӗрлӗ хӗвел!
Кстати названия известных древнеперсидских городов Хорезм и Хорасан тоже возможно связаны с именем Солнца! Ведь древние персы были ярыми солнепоклонниками. Но увы, словари не дают ныне по этим названиям желаемого ответа. Потомки персов - иранцы теперь в большинстве не придерживаются верований солнцепоклонников.
В. Болгарский
P.S. Академик АН СССР и РАН Б.А. Рыбаков в своих исследованиях язычества древних славян и древней Руси посвятил много места Хорсу и производным от его культа понятиям: мы не задумываясь произносим слово «хорошо», а ведь оно напрямую связано именно с культом Хорса. «Хорошо» – значит, угодно Хорсу; значит то, что не нарушает божественного миропорядка, выражающегося, прежде всего, в суточном и годичном кругооборотах солнца по небу.
Узнал недавно, что у ираноязычных осетин Новый год называется - Артхурон. Оначающий огонь и солнце. Арт - огонь, хур - солнце.
Получается мы в этимологизировании Сурхури - Хӗрлӗ Хӗвел на правильном пути!
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
Сурхури чӑваш сӑмахӗ. Тӗрӗсех ҫырнӑ. Малтанах Сурх- хури тесе калани те паллӑ, чӗлхемӗре тӗпчесен. Хури сӑмах хӗвелпе ҫыхӑннине тавракурӑм урлӑ та пӗлме пулать. Хурлӑхан(черная смородина) ҫимӗҫ хӗвелпе ҫыхӑннӑ. Хӗвелтен пытанса ӳсет те ҫимӗҫлӗ пулать. Тата пит ҫинчи веснушкӑсене чӑвашсем хура тут теҫҫӗ. Веснушки появляются на теле преимущественно только при воздействии прямого солнца - мед справочник. Тата ытти сӑмахсем те нумай
Куврат, кунта юмăç пăхнă пек калаçакансем питех кирлĕ мар.
Халлап çапакансем сансăрах нумай. Мăй таран!
Санашкал халлап çапакансем тупăнкалани ăçтан килнине те чухлама пулать пек. Юри çавнашкал сÿпĕлтетсе ыйтăва йÿнетсе ярасшăн.
Вăт тупса пар пире Николай Петровăн, Шаклы яткапа та палласкерĕн, «Тăван Атăлти» статйине, вара хуть те мĕн калама пултаран. (Станьяла тепĕр хут тавтапуç, вăл Шаклы юлташăн «Хыпарти» статйин координачĕсене пĕлтерчĕ).
Евразиец // 1855.68.3619
2023.01.15 19:22
Очевидно же, что праздник этот и вообще праздники должны эволюционировать. Наверное в современной Чувашии и названия уже должны быть другими, согласно современного понимания и состояния социально-этнической системы, социально-народной системы. И национальный праздник может торжествовать по-новому и массово. Нужно всё по-новому оживлять. Называть м.б. к примеру, "Чувашский праздник Зимнего Солнца", "Зимнее солнцестояние в Чувашии". Но можно же всё изменить на современный лад, по старому не может быть, старое прошло-ушло... Новое время требует своё.
Куврат // 3239.78.4696 2023.01.14 13:48 Сурхури чӑваш сӑмахӗ. Тӗрӗсех ҫырнӑ. Малтанах Сурх- хури тесе калани те паллӑ, чӗлхемӗре тӗпчесен. Хури сӑмах хӗвелпе ҫыхӑннине тавракурӑм урлӑ та пӗлме пулать. Хурлӑхан(черная смородина) ҫимӗҫ хӗвелпе ҫыхӑннӑ. Хӗвелтен пытанса ӳсет те ҫимӗҫлӗ пулать. Тата пит ҫинчи веснушкӑсене чӑвашсем хура тут теҫҫӗ. Веснушки появляются на теле преимущественно только при воздействии прямого солнца - мед справочник. Тата ытти сӑмахсем те нумай
Хурлăхан, «смородина»; тат. корлыган «смородина»; казах. карлыған «крыжовник»; кирг., башк. карагат, узб. корагат, азерб. гapaғam, хак. харагат «черная смородина»; кат (гат) «круглая гладкая ягода» (Радлов). Происхождение хурлăхан не ясно.
Этимологический словарь чувашского языка (1964)
1964-мĕш çултанпа çур ĕмĕр иртнĕ. Унтанпа хурлăхан тупсăмне тупма та пултарнă. Анчах та вăл хĕвелпе çыхăнман.
Этмиологи сăмахсарĕсем купипех. Тутарсен пур унашкал япала, Федотовăн та, ДТС та пур. Тата ытти темтепĕр. Вулама çеç ан ÿркен.
Кувратсем вара — хайсем çеç ăслă, ыттисем мĕн каланине чĕрне хури тĕшне те хумаççĕ.
Малтан ыттисем каланисене тишкерсе тух, унтан вара хуть те мĕн калама пултаран.
Nuhrat // 2684.67.3614
2023.01.16 13:55
Пирĕн Тутарстанта - "Çĕн çула" калаççĕ "Нартухан - Хĕвел туххи"- тесе. А сурăхури вăл вырăссен "святки-йĕ" - унта качака пуç маскине тăхăнса "хăратмалли кун" иртернĕ те - витене кĕрсе сурăх урине тытнă. Интернетра "кукли" шыравĕнче - святки в болгарии, тесе çырăр. Пирĕн ялта çапла ĕлĕк тăхăнса çĕрле чÿречесене шаккаса юрласа çÿреччĕç, 2005-мĕш çулсенче кăна пайăрлама прахрĕç. Сурхури = Святки = Овечья нога (обряд гадания), тата Çĕрĕ яни пур (обряд гадания) в этот день.
Пирĕн Тутарстанта - "Çĕн çула" калаççĕ "Нартухан - Хĕвел туххи"- тесе. А сурăхури вăл вырăссен "святки-йĕ" - унта качака пуç маскине тăхăнса "хăратмалли кун" иртернĕ те - витене кĕрсе сурăх урине тытнă. Интернетра "кукли" шыравĕнче - святки в болгарии, тесе çырăр. Пирĕн ялта çапла ĕлĕк тăхăнса çĕрле чÿречесене шаккаса юрласа çÿреччĕç, 2005-мĕш çулсенче кăна пайăрлама прахрĕç. Сурхури = Святки = Овечья нога (обряд гадания), тата Çĕрĕ яни пур (обряд гадания) в этот день.
Мĕнле нушана пула вăранса кайма тиврĕ тата?