30 июля 2022 г. в Международный День дружбы народов Мира в истории современной России произошло историческое культурное событие глобального масштаба, но в самом отдаленном районе Чувашской Республики, затерявшейся на карте Старого Света…
Изначально это событие связано с появлением в Европе азиатских гуннов, Аттилы, Кубрата и его многочисленных сыновей, один из которых Котраг, который привел на берег левобережья реки Атӑл (Аттила) или по русски «Волга» — все население Золотой Болгарии северного Пичерноморья еще в VII веке. Сувары пришли чуть позднее под давлением арабов пришедших из северной Африки. Так появилась Волжская Булгария — крупнейшее государство в восточной Европе, предки современных чувашей. Генетическая память, не смотря на трагические катаклизмы всех времен, бурлит в жилах наших современников, будь то булгары, чуваши, татары или черемисы — прежние наследники славных племен и народов! Не забываются герои прошлого.
Скульптор Николай Кондрашкин, к примеру, полвека вынашивал идею создания достойного скульптурного монумента великому сыну болгарской древности, сыну знаменитого военачальника и ученого, получившего регалии мудреца в Византии — Кубрата, известного ученого, основателя государства Великой Болгарии, последователя «бича» Европы Аттилы в истории Европы. Москвы еще не было на карте Мира, когда булгарам и суварам из «Великой Болгарии» в Фанагории под ударами арабов пришлось покинуть обжитые и освоенные территории на берегах Черного и Азовского морей и построить новое государство в Поволжье.
Об этом скромно молчат историки правоведы — законники и современные государственные деятели России так и Чувашской Республики. Они боятся слова «национализм» — и держат историю Государства Российского, как говорится на «голодном пайке», дабы знали свое место Чуваши в насаждаемой верхами национальной иерархии. Именно поэтому не хотят сказать правды во всеуслышание псевдоученые этнологи из гуманитарного института ЧР.
Но историческая правда восторжествовала в проектах скульптора и академика Николая Кондрашкина. Памятник предводителю серебряного народа Котрагу был торжественно открыт 30 июля 2022 г. на самой границе Чувашии — Шемуршинского района, Татарстана и Ульяновской области как торжество восставшей исторической справедливости.
Н.Г. Кондрашкин всю свою сознательную творческую жизнь поставил на восстановление великой исторической памяти своего родного народа, изучая лучшие традиции мировой скульптуры. Сегодня он создал конную скульптуру в соответствии с мировоззрением, надеждой и чаяниями волжских булгар, сувар и современных чувашей, свято хранящих, и достойно сохранивших благодарную память о далеких предках, с боями прошедших тяжкие катаклизмы истории. Но ни на йоту не утратившие, ни материальную, ни духовную культуру реликтового чувашского народа, идущего по планете Земля с зари человечества.
Образ царя Котрага на коне в исполнении скульптора Николая Кондрашкина будто вырастает из сурового времени средневековья, когда он творил свои великие дела. Лицо закаленного в боях воина, соколиный взор полон ярости к врагам, но фигура на статном коне полна внутренней силы и сдержанности, ибо он несет в руках скрижали отца — Кубрата, давшего своему народу грамоту, новую письменность и основу гуманной религии, как лучшие достижение иудаизма, зороастризма и более древних достижений предков. В другой руке Котрага символы силы и власти — княжеское копьё. У ног коня поверженная, но хранимая народом не утратившая мудрость предков словесность, неприемлемый для новой жизни возрождаемой нации Булгар и Сувар.
До ислама было еще далеко, как было уже далеко от начала насаждаемой в 7 веке религии христианства болгарам на Северном Причерноморье. В 8 веке царь Котраг закладывает основу государства Волжской Болгарии на Средней Волге и строит новые города: Болгар, Биляр, Сувар, расширяя могущество булгарского царства, сохраняя дружбу между народами и приумножая обычаи и традиции своих мудрых предков.
В Х веке его народ под предводительством князя Вырыг стоял ближе к «Хура халӑх» — простому Черному люду, который занимался земледелием, отделился от царя Алмуш и ушел на правый берег, отказавшись принять чужую религию, и стал обживать новые земли между реками Свияга и Сура. Где в 922 году заложил город Веде-Сувар на месте нынешних Чебоксар, Сукут, Ошель и др.
Сегодня «Серебряный всадник» — Котраг на пьедестале всей своей сущностью преданного народу борца за справедливость призывает чувашей трезво смотреть на свою историю, восстановить ее в произведениях искусства, литературы, музыки, театра и т.д., ибо нет ничего прекраснее правды, истины в истории любого народа, в том числе и народа чуваш.
Художественный эксперт: Михаил Воробьев.
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.
В Х веке его народ под предводительством князя Вырыг стоял ближе к «Хура халӑх» — простому Черному люду, который занимался земледелием, отделился от царя Алмуш и ушел на правый берег, отказавшись принять чужую религию, и стал обживать новые земли между реками Свияга и Сура. Где в 922 году заложил город Веде-Сувар на месте нынешних Чебоксар
Вăт çак тĕлте вара виçесĕр фантази алхасни яр уççăн курăнса тăрать.
Насчёт Котрага мы знаем из двух взаимосвязанных первоисточников:
— Из сообщения Феофана Проповедника (Феофан Пĕлтеревçĕ, грек Θεοφανής Ομολογητής, лат. Theophanes Confessor, ок. 760 — 818).
— Из сообщения патриарха Никифора (грек Πατριάρχης Νικηφόρος; ок. 758 — 828)
То есть это византийские источники, на (средне)греческом языке.
Азиатских людей называют не гуннами, а Хунну. Гунны — это уже европейцы. Впрочем взаимосвязь (преемственность) между теми и другими вроде доказана.
Не знаю, кто впервые предположил о взаимосвязанности слов Атăл (Волга) и Аттила. Однако указание на это имеется у русского историка 19-го века Д. Иловайского (кстати, он отдалённый «родственник» нашего И. Я. Яковлева, через его дочь Лидию, первым мужем которой был человек из рода Иловайских).
Что касается сувар (савир), действительно, они тоже считаются одними из основателей Волжской Булгарии. На каком основании — не вполне ясно.
Но на самом Волго-Камье они не очень-то упоминаются. Скажем, в русских летописях о них ничего нет — от слова «совсем». В то время как в тех же летописях полно упоминаний о болгарах и других сообществах этого края.