12 января 2016 года в Чувашском государственном художественном музее состоялась встреча молодых художников Чебоксар с руководством Союза художников ЧР. Старших коллег представляли председатель правления СХЧ Андрей Анохин и член правления Константин Кокель. В обсуждении участвовали также музейщики и журналист.
Круглый стол проходил в южной анфиладе ЧГХМ, где экспонировалась Персональная выставка чебоксарской художницы и дизайнера Марии Фомиряковой «Мы/Эпир». Собравшиеся обсудили проблемы современного искусства, подвели итоги выставки и поделились своими впечатлениями о творчестве молодого талантливого автора.
Круглый стол открыл искусствовед Геннадий Иванов-Орков.
О современном искусстве
— Назрел разговор о современном изобразительном искусстве, — заявил Геннадий Николаевич. — Мы хотим обсудить его проблемы, пути развития в Чебоксарах и Чувашской Республике. Что думают об этом и своём творчестве молодые художники?
Новые идеи и формы в искусстве появляются примерно каждые 20 лет по мере смены поколений. Так было в конце 1980-х годов. (В годы Перестройки — Т.А.) В 2000-м году в ожидании миллениума и сейчас. Что-то изменилось. Что-то ожидается. Обсуждение предлагается в свободной форме, не обязательно — в научном стиле. Сформулировать идеи можно позже.
Авторы идеи — Андрей Павлович Анохин, активная Мария Фомирякова. В Круглом столе участвуют: член правления СЧХ Константин Кокель, редактор ЧГХМ Мария Готлиб; журналист, эксперт Владимир Долгов; научный сотрудник ЧГХМ Татьяна Фёдорова. Далее других представляла Мария Фомирякова: член Творческого союза художников Роман Шайдуллин; художник-иллюстратор, дизайнер Дарья Степанова, дизайнер Татьяна Зорина, художница София Ефимова (Фомирякова). Участвовуют также студенты Чебоксарского художественного училища (ЧХУ).
Темы
М.Фомирякова: Наши темы обсуждений — «Диалог поколений» (художников — Т.А.), «Популяризация искусства», «Место художника в современном обществе».
На телевидении и других СМИ — много медийных лиц. Но художники — где-то на заднем плане. Как бы в «угнетённом» положении. Хотя искусство должно играть, и играет большую роль в обществе. Оно — первоначало. В каком направлении идти молодым художникам? Какое будущее нас ждёт? Куда нас направит старшее поколение? Как оно нас просветит? Какие даст советы?
На телевидении не видно современных художников. Есть политики, спортсмены, музыканты…
Творческая дискуссия
Студентка ЧХУ Ксения Кокурина: Творческих людей много. Все хотят выделиться. Но достойны ли они этого? Как в этом разобраться? Что ценно, что нет? Нет какого-то фильтра, как было раньше. Что качественно, что нет? Много «мусора», пустого. Но почему-то оно привлекает внимание.
Студентка ЧХУ Влада Иванова: Художники бывают разные. Они больше замкнуты в своём творчестве. Их никто не учит — как показать свои работы. Актёров ведь учат — как держаться, вести себя на сцене.
М.Фомирякова: Спортсменов, бизнесменов тоже не учат — как держаться, но у них получается… На ТВ и СМИ — много спорта. Надо добавить блок Искусства.
Мария Готлиб: Создатели контента в СМИ (часто) не персонифицируют творчество художников. Авторство утрачивается. На ТВ важен дизайн, иллюстративность («картинка» — Т.А.). А вот спортсмен высоко прыгнул, и известен.
Дарья Степанова: Не персонифицируется? Я не согласна с этим. Если автор чего-то достигает, то он узнаваем. Может выложить результат своей работы в сети. Примеры имеются. Например, «Зелёная лампочка» в Интернет-сообществе. Это проще, чем организовать Персональную выставку. Вопрос — в зрелости автора. Если он «крут», его узнают.
М.Готлиб: Художник становится известным в узких кругах (коллег), а спортсмен благодаря ТВ, СМИ, сразу становится (широко) известным.
К.Кокурина: И художник должен быть известным.
Роман Шайдуллин: О популяризации художников. Дело — в потребности общества. У большинства — главное — материальные потребности. Лишь у немногих (меньшинства) — потребности в искусстве. И не все художники могут продемонстрировать себя.
Г.Иванов-Орков: Велика роль Интернета. Там всё в одном потоке — Треш, «кошечки», спортсмены, Репин и Серов. Простой человек не отличает подлинника от репродукции, произведения от китча, в отличие, скажем, свежего от несвежего.
Р.Шайдуллин: А по ТВ — война, спорт, треш. С экрана развивают агрессию и патриотизм.
В.Долгов: Лжепатриотизм!
Р.Шайдуллин: Да, лжепатриотизм.
Мария Фёдорова, студентка ЧХУ: У молодёжи другие ценности и цели. Заработать на квартиру, машину. Искусство не всех интересует.
А.Анохин: Снижается уровень.
Д.Степанова: Было, когда искусство было интересно всем. Есть люди, которые тянутся к прекрасному. Есть масса, которую можно склонить к прекрасному.
М.Фёдорова: Через заострение внимания. Захотят — не захотят — это следующее. Есть перекос на ТВ и СМИ. Например, наука, её новости — тема тоже мало раскрыта. Тоже как искусство. По центральным каналам ТВ, СМИ.
М.Готлиб: Вы действительно думаете, что государство должно этим заниматься? Оно думает, чтобы гражданин был здоровым и готовым…
В.Долгов: К труду и обороне.
Г.Иванов-Орков: И готовым умереть молодым.
М.Фёдорова: Когда я училась, я узнала, что у голландцев висят наши классики начала 20-века. Значит, они ценят настоящие ценности.
А.Анохин: Современная глобализация. Россия — Запад. Мы сопротивляемся этому. Национальное культурное самосознание состоит из (национальных культур) народов. Мы должны сохранять свою национальную культуру. Не ориентироваться только (на примитивные физиологические потребности) на удовлетворение своего живота и секс. В Интернете — общая каша. В ней и (классики) Серов, и «кошечки» (китч)… Во времена социалистического реализма творил и Филонов. Он умирает от голода, но создаёт новые грани авангардного направления. И Кандинский. (Который эмигрировал из советской России — Т.А.) И сейчас приносит плоды этот (творческий) путь.
Об искусстве и времени. Старшее поколение художников может замыкаться в определённой стилистике и не пускать туда молодых. (Но выбор есть.) Есть чувашское изобразительное искусство. В республике — несколько творческих союзов: СХЧ, СЧХ, ТСХ. Еще четвертая группа набирает силу. (? — Т.А.)
На что направлены усилия молодых художников? «Пропиариться»? Заработать? На формирование нового культурного слоя? Но нельзя выбрасывать (с «корабля современности») дореволюционное (до 1917 года) искусство, социалистический реализм, постсоветское творчество. Туда ли вы стремитесь? Только заработать и расслабиться? Или получить известность, прибыв мошонку к брусчатке? Или поджечь дверь (известного) здания… (Такие акции провёл один российский художник в Москве — Т.А.)
Разговор наш — только начало. Для чего он затевается? СХЧ должен иметь площадку для (творческих) испытаний современных форм искусства. Они есть. В их числе, например, видеоарт, фотоколлажи. Мы можем провести (творческие) эксперименты на базе нашего СХЧ, прежде, чем предложить выставить их на площади. Но условие — чтобы не было пошлости. Должна быть художественная эстетика высокого класса.
«А судьи кто?» Мы. Площадка будет предоставлена. Будем привлекать молодых художников. И — брать «копеечку» за просмотр. Всё будет на энтузиазме. Без предоставления (бесплатных) красок и кистей. Будет национальное, российское и глобальное. Подумайте об этом. Не только популяризовать искусство. И «копеечка» нужна. Ведь и в прежние века художники создавали артели, чтобы отхватывать заказы и писать портреты королей.
Г.Иванов-Орков: Государство не стоит в стороне. Но задачи большого общества — иные. Оно не будет присылать журналиста (для пиара). Но, как видите, мы с вами обсуждаем творческие проблемы в государственном помещении. Надо пользоваться возможностями, которые есть, — музеями, выставочными залами.
В конце 1980-х годов в стране появились и стали развиваться частные галереи. Они есть (у наших соседей) в Казани и Уфе. И у них, наверно, менялись хозяева. И у нас в Чебоксарах такие галереи появлялись, но «сгорели». Но свободные площадки должны быть.
М.Фомирякова: Каким надо быть художником, чтобы его приняли в члены СХЧ?
А.Анохин: Должен быть профессиональный уровень, не художник-любитель. Уметь творчески решать содержание, формы, подачу. Недавно издан сборник томов «Современное искусство России». Там разброс огромный, но СХР сохранил культуру профессионального подхода. Выстраданная форма — как выражение содержания. СХР — консервативен, но так должно быть. Иначе организация может рассыпаться. Но формы меняются. С ними надо знакомить ортодоксов. Я разговаривал с председателем СХР. Он заметил: «От нас (некоторые) уходят в ТСХ. Другой вопрос, — какой отбор здесь и там? Но отбор (строгий) должен быть как прежде.
Для творческих смотров есть республиканские, Осенние и Весенние, зональные, молодёжные выставки. В конце января я повезу в Казань акварельную живопись для бьеннале «Акварель Поволжья». Попытайтесь показать и вы. Не факт, что отберём, но…
Увы, мы в СХЧ стареем. 14 января здесь в музее открываем Персональную выставку народного художника ЧР Виктора Немцева, посвящённую его 80-летию. Но он болеет…
В конце марта планируется выставка «Современная графика»…
Р.Шайдуллин: Каковы тематические критерии?
А.Анохин: Тематика свободная.
М.Готлиб: Не пошлость!
А.Анохин: Профессионализм. При следующей встрече через неделю будем отбирать акварели. Мастер-классы можем проводить. Будьте сильными и «настырными» (в хорошем смысле).
Председатель СХЧ, извинившись, уходит на другую рабочую встречу.
Круглый стол продолжается.
Г.Иванов-Орков говорит об СХР и ТСХ: Искусство — как цветущая лужайка.
В.Долгов дал высокую оценку творчеству М.Фомиряковой и её Персональной выставке «Мы/Эпир»: Интересен её опыт отражения в своём творчестве чувашской мифологии. В нём есть прямые аналогии с античной мифологией Древней Греции и Рима. Например, образ духа дома Херт-сурт и богини человеческой судьбы Мойры и Парки.
Советую показать выставку за пределами Чебоксар и республики. Для начала — можно в чувашской диаспоре РФ. К сожалению, мой опыт говорит, что о чувашах, нашей республике в России знают мало. Некоторые вообще не знают. Или имеют искажённое представление. Тем более — за границей. Наш народный художник ЧР Праски Витти рассказывал об отзывах немцев на своей Персональной выставке в Германии.
— Виталий, неужели есть такой народ?! — спрашивали его восторженные участники вернисажа, рассматривая произведения чувашского художника.
Надо знакомить мир с нашим народом, нашей национальной культурой, которой мы по праву можем гордиться.
Выступающий также поделился воспоминаниями о первой молодёжной выставке 1988 года в ЧГХМ, где было ярко представлено современное искусство чувашских художников времён Перестройки. Например, инсталляции Игоря Улангина и Олега Романова на тему известной картины М.Спиридонова «Ударная бригада бетонщиков на строительстве Канашского ВРЗ» (1935) и Г.Иванова-Оркова «СПИД в Чебоксарах».
М.Готлиб поделилась впечатлениями о реакции зрителей, посетителей музея на выставку М.Фомиряковой. Она была интересна для испанца. (Однако многие местные городские жители, да и многие сельские, не ориентируются в культурном наследии нации. Ведь в школах это раньше не учили. Да и сейчас в образовании, кажется, свели к минимуму изучение родного языка и так называемого «национально-регионального компонента», каким прежде был предмет «История и культура родного края». Интересно, преподают ли его теперь? — Т.А.)
Г.Иванов-Орков: Согласен с оценкой В.Долгова национального по духу творчества М.Фомиряковой. Задача художника — создание запоминающихся образов. (У других — очень много именно не запоминающихся.) Интересен опыт создания М.Фомиряковой образов предков. (Ведь их до нас из нашей истории почти не дошло.) Образ предка нужен. Прежде подобных почти не было. Разве что Анатолий Миттов оставил нам ценное национальное наследие. (В этом направлении работает также народный художник ЧР Владимир Агеев — Т.А.)
У нас есть творческие планы продолжения таких опытов, организации новой выставки.
В.Долгов: Как бы Вы, искусствовед, назвали бы направление, в котором работает М.Фомирякова? Я просмотрел в Википедии и Чувашской Энциклопедии термины и статьи «Авангардизм», «Модернизм», «Постмодернизм», «Этнофутуризм» и назвал свой прежний репортаж о её вернисаже «Дочь этнофутуриста».
Г.Иванов-Орков: Пожалуй, к её творчеству ближе всего — термин «Этнофутуризм», как и у её отца (Георгия Фомирякова). Но у неё своё видение и техника. Её творчество (может) шире и глубже. Оно самостоятельно и современно.
К.Кокель: Тут говорили о роли ТВ в информации об искусстве. Искусство с большой буквы не все поймут. И не надо. (Наверно, это и невозможно…)
Г.Иванов-Орков: Итак, подведём итог нашего Круглого стола. Содержательный разговор состоялся. Его инициаторы всё организовали хорошо.
М.Фомирякова: Такие встречи нужны и впредь.
От автора: Добавим: Круглый стол прошёл удачно, полезно и интересно, несмотря на мороз на улице и прохладу в зале музея. И опять дизайнер Мария постаралась организовать красивый натюрморт с фруктами, шоколадом, высокими стеклянными стаканами и бокалами для шампанского и керамической посудой для горячего чая, салфетками и др., настоящей сервировкой! Ну и умница!
Тимӗр Акташ.
Чебоксары, 13-14 января 2016
На снимке: На Круглом столе в ЧГХМ 12 января 2016 года; на вернисаже Марии Фомиряковой 18 декабря 2015 года. Фото автора
Editorial note: The publication of articles does not mean that the editorial board shares the opinion of its authors.