Редакция учебно-методического журнала «Халӑх шкулӗ – Народная школа» готовится к 90-летнему юбилею издания. Начало юбилейным мероприятиям уже положено: 18 марта 2016 года в Чувашском республиканском институте образования (ЧРИО) прошел круглый стол по теме «Педагогический журнал: история, современность и перспективы».
Перед гостями выступили ректор ЧРИО Сергей Савин, заведующий отделом и ведущий научный сотрудник ЧРИО Ирина Степанова и Юрий Виноградов, главный редактор журнала Альбина Волкова и другие сотрудники.
Как ниспослание сверху для детей и внуков трагически репрессированных людей явилось понятие «реабилитация», принесшее тысячам оклеветанных освобождение от тяжелейшего ярлыка «враг народа». Пусть не все, но многие родственники жертв сталинского ГУЛАГА узнали правду о жестоких расправах над ни в чём неповинными людьми, и немного успокоилась незатухающая боль и скорбь души.
В нашем мире нет ничего бесконечного, но вечная память народа длится всё же больше века.
Заметным событием в литературной жизни республики стало недавнее издание первого тома нового сборника «Чувашский рассказ» (Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016; 512 с.; на рус. яз.). Составитель книги, известный писатель и драматург Борис Чиндыков, озаглавил её «Дети леса» — по одноимённому рассказу Михаила Сеспеля, написанному в 1918 году.
Как сказано в аннотации, в том «Дети леса» включены лучшие рассказы чувашских писателей XIX-XXI веков в переводе на русский язык, в которых отражается национальный менталитет и основные этапы развития чувашского этноса.
В старинных песнях чуваши, садясь на китайский камень, с высокой горы пишут письма родным и вопрошают: «Тот, кто надел китайский йилень — не родственник ли наш дорогой?» И просят лебедя долететь до Китая и сесть в середине их поля.
Возвращающиеся из Калайкасов с конференции несколько учителей чувашского языка и литературы заинтересованно обсуждали телефильмы про Валерия Ободзинского и Геннадия Айги. «Что общего между ними?» — поинтересовалась я. «Шестидесятники! Изучаем в школе», — последовал ответ.
Действительно, в учебнике «Чӑваш литератури» (Станьял В.П. Чувашская литература для 8 класса. Чебоксары, 2011) имеется подраздел «ХХ ӗмӗрти «утмӑлмӗшсен» сасси» (Голос «шестидесятников» ХХ века).
«В 50-60-х годах ХХ века в советской литературе обозначились молодежные группы, протестующие против тесных рамок поэтического творчества.
Под бурю рукоплесканий и шквал цветочных букетов прошла 25 февраля 2016 года в Чувашском театре юного зрителя премьера комедии талантливого драматурга Николая Сидорова «Чебоксарская невеста через 20 лет» («Шупашкарти савни 20 ҫул иртсен»). Несколько лет ждал своей сцены готовый спектакль, и вот — его триумфальное явление перед заждавшейся публикой превратилось в настоящий праздник театральной молодежи и не только молодежи.
На премьере самого автора пьесы, заслуженного деятеля искусств, лауреата премии имени Михаила Сеспеля и Госпремии Николая Сидорова не было.
Можно ли сегодня встретить среди образованных и умных чувашей смелых, честных, преданных родному народу интеллигентов? Или все Алюновы, Юманы, Милли, Хури отошли в Красную книгу ХХ века? Увы, в ХХI столетии Хузангаям, Станьялам, Тургаям, Иллевановым — при громогласном молчании ЧНК, Союзов писателей и художников, Ассоциации учителей, Совета старейшин и прочих общественных объединений — через суды и прессу давно поломали крылья...
При такой пассивности ученых, писателей, журналистов, художников, преподавателей и учителей чуваши, наверное, не сумеют сохранить свой древний язык и самобытную традиционную культуру.
На 26 марта 2016 года намечен юбилейный для Союза чувашских краеведов ХII съезд. Четверть века прошло со дня открытия этой общественной организации. Сейчас в ней более 3 тысяч краеведов-энтузиастов. Успешно работают районные отделения СЧК в Чувашской Республике и филиалы в Ульяновской, Тюменской, Самарской областях, в Татарстане, Башкортостане и в других регионах. Первый этап нового краеведческого движения близок к завершению изданием районных энциклопедий.
Как сообщает сайт «Союз чувашских краеведов» (http://ru.